Алексей Кичев, прихожанин Лазаревского храма г. Вологды

Паломничество во Владимир, Суздаль и окрестности.
Поездка состоялась 7 марта 2016 года. Паломники, в основном, прихожане Лазаревского храма г. Вологды.

Всего 38 человек. Как всегда, более активны прихожанки. Руководитель – настоятель Лазаревского храма протоиерей Алексей Сорокин, проректор семинарии, хорошо известный вологжанам просветительской деятельностью, участник многих православных мероприятий в епархии и светских организациях.

Собираемся к 24 часам у церкви Покрова на Торгу.

Народ опытный. Хотя на улице и около нуля, но помнят, как намерзлись в Великом Новгороде в январе. Оделись тепло, чтобы на воздухе при осмотрах храмов и святынь ветер дождь и слякоть не отвлекали от главного. Взяли подушечки для сна ночью в автобусе, у многих удобные рюкзачки, сумочки с личным имуществом на 2 дня, учитывая ночевку в гостинице.

За рулем – надежный молодец Александр. Автобус комфортабельный, с микрофоном и телевизором.

У каждого карта с указанием места в автобусе, номера в гостинице, а еще путеводитель – расписание с фотографиями и кратким описанием церквей и монастырей храмов.

Как это удобно! Нет недоразумений в автобусе и гостинице. И время экономится. Можно заранее познакомиться с объектами осмотра. Не знаю, кого благодарить за идею, но получил это у организатора Ольги Василевской вместе с ее милой улыбкой.

Замечу, что не под силу описать все события и все впечатления о храмах — память не удержала, да и утомлю подробностями.

Пишу о тех местах, храмах и святынях, которые особенно запомнились и взволновали.

Экскурсовод Мария, молодая худенькая энергичная с превосходным русским языком без мусора и неправильностей. Великолепное знание истории Руси и Владимирского края. Когда познакомились поближе, узнали, что преподает в университете и сотрудничает с владыкой Владимирской епархии митрополитом Евлогием. Нет ни позы, ни высокомерия, ровна, отзывчива, тактична, скромна. Словом, христианка. Повезло нам.

Утро 7 марта. Сонные, заторможенные выбрались из автобуса. Суздаль! Покровский древний женский монастырь. Известен как место заточения опальных жен русских царей. Одной из первых узниц с 1526 года была жена Василия III Соломония Сабурова (прп София Суздальская). И главная святыня монастыря – мощи прп Софии, которая погребена под Покровским собором. Имеется более 30 свидетельств молитвенной помощи прп Софии, в т. ч., исцеления онкологии, инсультов, бесплодия, детских недугов.

Покровский собор ХVI века. Высокие крыльца, обходные галереи – гульбища, где серьезные люди заключали сделки, били «по рукам» после литургии. Два ряда белоснежных закомар и кокошников парят над зрителем. Под центральной частью — усыпальница, где погребены многие насельницы, в т. ч. прп София Суздальская. В надвратном храме отдельно жила Наталья Лопухина – супруга Петра I. В монастыре около 30 насельниц и воспитываются 12 детей, которые получают образование, а потом выбирают жизненный путь.

Посещаем Казанский собор и Успенскую церковь с мощами святителя Арсения Элласонского. Успенскую церковь специалисты относят к редкому в Суздале стилю нарышкинского барокко.

Далее нудная и неровная дорога в город Юрьев – Польский (действительно, по обеим сторонам дороги поля и поля с особенной почвой со времен оледенения), основанный в 1152 году Юрием Долгоруким, с круглой крепостью, обнесенной сохранившимися до наших дней земляными валами высотой до 7 м. Город и Михайло – Архангельский монастырь разоряли в 1238 году орды Батыя, позднее – литовцы. Дмитрий Пожарский дарил монастырю подарки. В 1152 году князем Юрием Долгоруким также заложен Георгиевский собор, разрушенный через сотню лет землетрясением!!!. И вновь отстроенный Юрьевским князем Святославом Всеволодовичем, похороненным здесь же.

Через 1,5 часа – город Александров со Свято – Успенским женским монастырем, основанным на месте загородного Государева двора – Александровского кремля. Известен как столица опричнины во времена Ивана IV в течение 17 лет. (1565-1582).

Село Махра и Стефано — Махрищский женский монастырь. Святой Стефан, монах из Киево-Печерской лавры, основал здесь и в Вологодской области Троицкие монастыри. Встречался с Сергием Радонежским. Нам, вологжанам, приятно узнать, что св. Стефан подвизался на Вологодчине. Одна из монахинь монастыря познакомила с историей лесного Урочища Махрище и показала место встречи св. Стефана и прп Сергия Радонежского. Немного о земном. Уж очень нам понравилась в трапезной капуста особой засолки. Краем глаза видел, с каким удовольствием «подметали» ее наши путешественники. А еще видел слезы на глазах женщин от чего-то тайного, неведомого, то ли от рассказа монахини, от ли от воздуха монастырского, то ли от поросших лесом холмов, откуда пришел прп Сергий. Да и наша гид Мария, повидавшая много святынь, как мне кажется, была тронута вечерним монастырем.

Смеркалось. Подустали. А еще около 150 км до Владимира. Запоздали на ужин в духовно-просветительском паломническом центре (ДДПЦ) во Владимире. Кстати, где нас кормили в трапезных, в паломническом центре, отношение хозяев к гостям и качество, да и количество трапезы говорят о гостеприимстве и доброжелательности.

8 марта. Ранний подъем. Отъезд в 6.30. Чувствуем себя подтянутыми, мобилизованными рабами Божиими.

А для меня, возможно и для кого-то из сестер и братьев наступает кульминация: литургия в Боголюбском монастыре и экскурсия по монастырю. Все отдохнули, возбуждены вчерашними впечатлениями и утренней свежестью. На подготовленную жаждущую душу опускается это чудо – Боголюбский монастырь с величественным собором, освященным святителем Феофаном Затворником.

Дорогой читатель, не могу удержаться от цитирования из путеводителя: «Одна из древнейших русских обителей. Родина и колыбель самодержавия в России. Место, освященное Небесным посещением Богоматери. Место, где написана Боголюбивая Её икона – одна из первых, прославленных на Руси. Белокаменные плиты княжеского дворца, обагренные мученической кровью святого князя Андрея Боголюбского. Обитель, откуда провожали в последний путь тело св. князя Александра Невского. Монастырь, который удостоил своим посещением царь-мученик Николай II. Православная святыня, которую промыслительно сохранил Господь до наших дней. Ибо, вобрав в себя 8.5 веков русской истории, монастырь является живым свидетелем, как былой славы и могущества Русского государства, так и его бесславного разорения, и упадка. Особо почитаемые святыни Успенского собора: образы Божьей Матери (Владимирская, Боголюбская и Максимовская), мощи св. благоверного Великого князя Андрея Боголюбского, св. благоверного князя Глеба, св. благоверного князя Георгия, равноапостольного князя Владимира, св. благоверного Великого Владимирского князя Александра Невского».

Величие собора особенно ощущается внутри: высота, воздух, опоры, росписи, внятные и торжественные голоса иерея и диакона, ведущих литургию. Все чинно и грандиозно, а на левой половине – застывшие в молитве черные фигуры монашек со склоненными головами. Черные, строгие, неподвижные, словно памятники. Со светлой, с каждым годом монашества все более просветленной душой, наполняющейся любовью и добром.

Храм Покрова на Нерли.

С детства это сочетание знакомо, в том числе из старых дореволюционных открыток. Одно дело – слышать, другое – увидеть, потрогать, обонять воздух снаружи и внутри храма, пропитаться духом древности, истории, величия и гармонии.

Душа православного русского, не ленившегося изучать трудную и многострадальную судьбу и историю нашей , готова для наполнения таким сокровищем. И опять слова из путеводителя: «Церковь Покрова на Нерли – памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Этот человек задался целью создать новую столицу Руси, подобную (внимание!) Киеву, Константинополю и Иерусалиму».

Еще штрих. Храм Покрова на Нерли в полутора километрах от автобуса. Идем пешком по талой ноздреватой тропе. Ноги местами проваливаются в снег. Устаем, но зарабатываем ногами право приблизиться к святыне, и храм милостиво открывает вход путникам и согревает скромным величием.

Город Петушки связан с именем Ковровского епископа, святителя и исповедника Афанасия, составителя службы всем святым, в земле Российской просиявшим. Архимандрит Афанасий в сане епископа с 10.07.1921 прошел многолетние тюремные мытарства. По тюрьмам с 1922 по 1951 год, и преставился в 1962 году. По молитвам к нему после смерти стали совершаться чудеса. Прославлен как святитель и исповедник в 2000 году.

Всем нам посчастливилось в маленьком доме — музее, где жил святитель, слушать взволнованный рассказ служительницы, видеть импровизированную церковь размером 3х2 метра в жилой комнате со всеми атрибутами церкви: алтарем, престолом, горним местом, богослужебными книгами. В эти, тяжелые для православия времена, так святой Афанасий служил Богу. По традиции, каждый приходящий в дом св. Афанасия получает маленькое угощение. Здорово, необычно, трогательно!

И вот город Владимир. На берегу Клязьмы стоит белокаменный Успенский собор – кафедральный храм Владимирской епархии, основанный Андреем Боголюбским в 1158 году. Красавец-богатырь, 850 лет отроду! До возвышения Москвы был кафедральным храмом Владимиро –Суздальской Руси. В нем венчались на княжение владимирские и суздальские князья. Один из немногих храмов, где сохранились фрески Андрея Рублева. Успенский собор находится в списке памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Все? Ан нет! Как не вспомнить расположенный недалеко от Успенского собора Дмитриевский собор – личный храм многодетного Всеволода – Большое Гнездо, освященный в честь небесного покровителя Всеволода – Дмитрия Солунского, воздвигнутый и украшенный белокаменной резьбой в конце ХII века.

Богородице –Рождественский собор мужского монастыря, основанного также Всеволодом. В ХIII веке был кафедральным, т.к. сюда митрополиты перенесли первосвятительскую кафедру из Киева.

В Княгинином монастыре (последнем на пути паломников) особенно радует глаз Успенский собор с рядами килевидных кокошников. В нем находится с домонгольских времен образ Боголюбской Богородицы.

Можно бы поставить точку, но теперь в голове теснятся мысли, которые хочется перелить в строки.

Первый итог: мы приблизились к понятию «семья», мы сблизились. Как неназойливо помогали друг другу, как терпеливо ждали, пропускали вперед, уступали. Пусть двухдневная, но школа благочестия, терпения и любви к Богу и людям.

Второй итог: нас встряхнула от дремоты непростая история Великого народа, его деятелей, история, тесно связанная с православием, которое собирало в кулак силу и волю Руси. Ох, как нужно теперь, чтобы в душе разгорелись эти патриотические чувства.

Третий итог (и не последний): это же чудо, что в деревянной Руси, бревенчатой и одноэтажной, как маяки, давно стоят белокаменные дворцы – духовные центры с внутренним и наружным великолепием, с небесной чистотой, заряжающих молящихся силой, верой и правдой.

Я–то думал, что моя Вологда, со своей историей (основана Вологда пришедшим из Киева в 1147 прп Герасимом) – образец православия на Севере, со своими многочисленными храмами. Однако загрустил, узнав, что в таком же, как Вологда, Владимире даются основы православия ориентировочно в 60% школ, а в Вологде – всего в 3% школ.

Обратите внимание, какие нити связывали Владимир, Вологду, Великий Новгород с Киевом! И, как по-живому, разрезана Русь сейчас. А в Украине православное тело рвут на части.

С волнением склоняю голову перед святынями Владимирской области и благодарю организаторов паломничества.

Алексей Кичев, прихожанин Лазаревского храма г. Вологды

19.03.2016 г.